воскресенье, 10 февраля 2013 г.

тест 1. общие сведения об органических веществах

355,04 Kb.НазваниеМетодическая разработка учителя биологии гоу сош 796 Жуковой И. Дстраница2/3Дата конвертации05.09.2012Размер355,04 Kb.Тип   2   Тема урока: ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КЛЕТКИ Цель урока: изучить особенности строения органических ве]ществ, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов. Задачи: образовательная: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ, входящих в состав клетки; развивающая: формировать умения: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: лекция с использованием опорных конспектов. Требования согласно программе: Ученик должен иметь представление о структурной организации молекул биополимеров; знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; уметь объяснять значения органических веществ. Междисциплинарные связи: химия. Внутридисциплинарные связи: анатомия, ботаника, зоология. Обеспечение занятия: наглядные пособия: таблицы «Строение белко]вой молекулы», «Нуклеиновые кислоты», «Углеводы», «Липиды»; раздаточный материал; оборудование: опорные конспекты. Ход урока 1. Организационный момент. приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся. 2. Проверка знаний учащихся. Метод: фронтальный опрос (с. 107, вопросы 1-5). Вопросы. Дополнительные вопросы. 3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. Несмотря на меньшее количество в составе химических соединений, органические соединения в клетке выполняют не менее значимые функции. 4. Изложение нового материала. Тема: Органические вещества, входящие в состав клеток. План: Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Углеводы и липиды. Нуклеиновые кислоты. Сообщение домашнего задания. W 22, с. 107-112; вопросы 1-12. Подведение итогов занятий. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей. Оценить работу учеников во время занятий. 7. Закрепление изученного материала. Формулировка вывода. 1. Органические вещества, входящие в состав клетки. Беседа. Какие вещества называют органическими? Из каких элементов они состоят? Приведите примеры органических веществ, входящих в состав клеток. Далее учитель говорит о том, что различные типы клеток содержат разные количества органических соединений. - Чем определяется количество органических веществ в различных клетках, тканях, органах? (Выполняемой функцией.) Приведите примеры. (Клетки запасающей ткани растений - больше углеводов. Жировая ткань - жиры; и др.) Далее учитель сообщает учащимся информацию об органических веществах, их строении. Органические вещества Рассмотрим более подробно каждый вид биополимеров, выявим их значение в процессах жизнедеятельности живых организмов. 2. Белки. Рассматривая этот вопрос, учитель использует по своему усмотрению опорный конспект, таблицу «Строение молекулы белка». Вспомните определения «жизни», данные Ф. Энгельсом, Волькштейном. Что можно сказать о роли белков на основании этих определений? Рассмотрим более подробно особенности строения белковой молекулы, которые позволяют выполнять столь многообразные функции. По ходу объяснений учителя учащиеся заполняют таблицу «Белки» или переносят опорный конспект (по усмотрению учителя) в тетрадь. В опорном конспекте зафиксирован материал о белках, которые занимают в клетке первое место по количеству и значению; о химическом составе белков; их строении (макромолекула, представляющая полимер, мономерами которого являются 20 аминокислот; аминокислоты имеют общую группировку, состоящую из аминогруппы и карбоксильной группы, и различаются радикалом); о структурах белка: первичной (полипептидная цепь), вторичной (спираль, поддерживаемая водородными связями), третичной (по]липептидная спираль подвергается дальнейшей укладке и поддерживается гидрофобными связями); о функциях белков - строительной, каталитической, двигательной, транспортной, защитной, энергетической, сигнальной. Для более полной иллюстрации роли белков, учитель может использовать информацию из дополнительной литературы (см.: «Дополнительная информация»). 3. Углеводы и липиды Этот вопрос рассматривается с использованием опорного конспекта, с демонстрацией таблиц: «Строение молекулы углеводов», «Липиды». Объясняя значение углеводов, учитель отмечает, что углеводы входят в состав РНК и ДНК, которые являются носителями наследственной информации. В опорном конспекте зафиксирован материал об углеводах, их процентном содержании в клетках, химическом составе, строении, свойствах и функциях - энергетической и строительной; о липидах, их процентном содержании в клетках, об их свойстве не растворяться в воде, функциях - энергетической, защитной, строительной, значении жира как источника воды 4. Нуклеиновые кислоты. При объяснении данного вопроса учитель использует опорные компоненты, таблицу «Нуклеиновые кислоты». Учащиеся переносят в тетради опорный конспект, или его элементы. В опорном конспекте содержатся сведения о нуклеиновых кислотах ДНК и РНК, их процентном содержании и местонахождении в клетках (ДНК содержится в ядре, митохондриях, хлоропластах; РНК - в эндоплазматической сети, рибосомах, хлоропластах, митохондриях). В конспекте дается информация о строении ДНК (гигантская молекула, состоящая из двух спирально закрученных нитей, каждая нить - полимер, мономерами которой являются нуклеотиды четырех видов, отличающихся по азотистым основаниям - аденину, тимину, цитозину, гуанину); о принципе комплементарности, лежащем в основе структуры ДНК, о самоудвоении ДНК и ее роли как хранителя наследственной информации. В опорном конспекте содержатся сведения о рибонуклеиновых кислотах (информационной, транспортной и рибосомной), о функциях каждой из них (и РНК - переносит информацию о структуре белка, т-РНК - связывает аминокислоты и транспортирует их к месту синтеза белка, р-РНК - входит в состав рибосом); о строении РНК (полимерная цепь, мономерами которой являются нуклеотиды четырех типов; в состав нуклеотидов входят: углевод - рибоза; азотистые основания - аденин, цитозин, гуанин, урацил; остаток фос]форной кислоты); об аденозитрифосфорной кислоте (АТФ), ее роли в жизнедеятельности клетки (является непосредственным источником энергообеспечения любой клеточной функции), о строении АТФ (относится к нуклеотидам, в каждом из них содержатся остатки азотистого основания - аденина, углевода - рибозы и три остатка фосфорной кислоты); о возможности превращения АТФ в АДФ и АМФ и наоборот. Закрепление. Совместная формулировка вывода о значении органических веществ для живого организма или тестирование «Нуклеиновые кислоты». {Отвечая на вопросы теста и выбрав правильный ответ, вы получите ключевое слово) 1. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК? а) тимин н) урацил п) гуанин г) цитозин е) аденин 2. Если нуклеотидный состав ДНК -АТТ-ЩГ-ТАТ-, то какимдолжен быть нуклеотидный состав и-РНК? а) ТАА-ЦЩ-УТА к) ТАА-ГЦГ-УТУ у) УАА-ЦГЦ-АУА г) УАА-ЦГЦ-АТА 3. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин и) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза к), остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин г)

Тема урока: ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КЛЕТКИ - Методическая разработка учителя биологии гоу сош 796 Жуковой И. Д

Комментариев нет:

Отправить комментарий